Головна » Статті » Мои статьи

Методические рекомендации по трудовому обучению на 2014-2015 уч. год
В 2011 году был утвержден новый государственный стандарт базового и полного общего среднего образования по образовательной области «Технологии». Государственный стандарт основывается на принципах личностно-ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов. Именно этот комплекс инновационных подходов к обучению обеспечивает развитие академических, социокультурных, социально-психологических и других способностей учащихся. Целью образовательной области «Технологии» является формирование и развитие проектно-технологической и информационно-коммуникационной компетентности для реализации творческого потенциала учащихся и их социализации в обществе. Образовательная область «Технологии» предусматривает следующие компоненты: информационно-коммуникационный и технологический. Технологический компонент имеет следующие составляющие: проектирование, которое рассматривает проектные технологии как средство интеллектуальной деятельности человека в сфере материального производства, предметов окружающей среды, этнодизайна и использования информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности; технология и техника рассматривает научно - технический прогресс и технологии, преобразующей деятельность человека как средство реализации интеллектуального продукта, традиционные и современные технологии, средства, предметы труда. Технологическое образование предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она обеспечивает изучение современных перспективных энерго, материалосберегающих технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг по использованию ЭВМ, социальных последствий применения технологии, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, технологической дисциплины, грамотного оборудование рабочего места , обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности, выполнения проектов. Технологическая культура включает культуру труда, дизайна, экологическую, информационную и грамматическую, предпринимательскую и проектную, а также культуру человеческих отношений. Основным средством технологического образования определяется метод проектов. Он является составной проектирования, рассматривается как создание прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния или как процесс, в ходе которого создается и производится изделие. В образовании есть проблема, которую нельзя обойти стороной. Это - обучение детей с особыми потребностями, численность которых, к сожалению, постоянно растет. Принципиально важным направлением в этом контексте является совершенствование нормативно-правовой базы. Ученые АПН в тесном сотрудничестве с Министерством разработали Государственный стандарт начального общего образования для детей с особыми образовательными потребностями, который находится на утверждении в Кабинете Министров Украины, подготовлена Концепция развития инклюзивного образования. Интенсивно проводятся и другие наработки, в частности по обновлению содержания, методов и форм обучения в условиях системы специального образования и инклюзивного обучения. Вместе с тем в области педагогической практики есть проблемы, требующие неотложного решения. Основная из них - это надлежащее финансирование таких учебных заведений. Среди психолого-педагогических аспектов надо отметить также проблему своевременного выявления и раннего вмешательства педагогов, психологов, медиков в учебно-коррекционный процесс, недостаточное оснащение учебных заведений современной коррекционно-развивающей аппаратурой и фактическое отсутствие дошкольной подготовки таких детей. Остается проблематичным доступ к качественному полноценного образования старшеклассников с особенностями психофизического развития. Нуждается в финансировании издания специальной литературы как для учащихся, так и для учителей. И здесь надо приветствовать усилия МОН Украины по выпуску учебников для незрячих. Кредо современной педагогики - «Все дети одаренные». Поэтому задача педагога - помочь выявить эту одаренность и способствовать развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Главным показателем этой работы является участие учащихся в различных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах. В текущем году команда области на Всеукраинской ученической олимпиаде по трудовому обучению выступила получше, чем в прошлом (рост рейтинга составил 0,25). Но оказались и слабые места - хуже стали готовить детей к участию в олимпиадах учителя сельской местности, творческие работы учеников не отличаются разнообразием. Стоит отметить, что задача поиска и развития одаренных детей и молодежи требует большего внимания, начало социальных проектов и программ, организацию кружковой работы с учащимися желательно начинать с 5 класса. Типичными учебными планами для общеобразовательных учебных заведений (приказ МОН Украины от 29.05.2014 года № 664) на изучение трудового обучения в 2013-2014 учебном году предусмотрено на неделю в: 5 классах - 2 часа.; 6 - 8 классах - 2 часа.; 9 классах - 1 час.; В 10-11 классах распределение часов для общеобразовательных учебных заведений осуществляется в соответствии с приказом МОН Украины от 27.08.2010 № 834, для специализированных учебных заведений - с приказом МОН Украины от 13.03.2006 № 182 Кроме этого, количество часов на изучение предмета в 5 -9 классах может увеличиваться за счет дополнительного времени вариативной составляющей учебных планов, предусмотренной на учебные предметы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации при наличии дополнительного финансирования. При календарного планирования учитель самостоятельно вправе перераспределить часы на изучение отдельных тем, но время их на изучение может увеличиваться (уменьшаться) не более чем на 50%. Все темы программы изучаются обязательно. Календарное планирование учителя проводят в текстах учебных программ в соответствии с приказом МОН Украины от 17.05.2005 № 297 «О преодолении проявлений бюрократизма в образовании». Изучение трудового обучения в 5-6 классах в 2014/2015 учебном году будет проводиться по учебной программе, разработанной в соответствии с требованиями Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования (утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 № 1392) и Типовых учебных планов общеобразовательных учебных заведений II степени (утверждено приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 03.04.2012 № 409). Учебные программы для 5-6, 7-9 классов по трудовому обучению направлены на достижение главной цели трудового обучения в средней школе, а именно: формирование технологически образованной личности, подготовленной к самостоятельной жизни и активной преобразовательной деятельности в условиях современного высокотехнологичного, информационного общества. В действующей учебной программе по трудовому обучению для 5-9 классов 2012 определены следующие задачи: ознакомление учащихся с производственной средой, традиционными, современными и перспективными технологиями обработки материалов, декоративно-прикладным искусством; содействие осознанию учащимися значимости роли технологий как практичного воплощения научных знаний; реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности и технического творчества; создание условий для самореализации и профессионального самоопределения каждого ученика; овладение умениями оценивать собственные результаты предметно-преобразовательной деятельности и уровнем сформированности ключевых и предметных компетенций и т.д.. Содержание предмета имеет четко выраженную прикладную направленность и реализуется преимущественно путем применения практических методов и форм организации занятий. Ученики 7-9 классов будут учиться по программе по трудовому обучению (новая редакция), утвержденной письмом Министерства образования и науки Украины от 27.08.2010 № 1 / 11-8205. Во время преподавания курса трудового обучения и черчения в 7-9 классах следует учитывать рекомендации отдела технологий Донецкого облИППО в 2013-2014 учебном году (Педагогическая казна Донетчины. - 2013 - № 1). Обучение ребят на уроках трудового обучения должно происходить отдельно. Разделение классов на группы осуществляется в соответствии с нормативами, утвержденными приказом Министерства образования и науки Украины от 20.02.2002 № 128, и происходит при наличии в классе более 27 учеников для городских школ и более 25 для сельских. При изучении курса «Технологии» разделение класса на группы этим приказом не предусмотрен, кроме случаев, связанных с использованием компьютерной техники. Если количество учеников в классе не позволяет осуществить разделение на группы на гендерной основе, можно воспользоваться другими вариантами формирования групп: с параллельных классов; формирования смешанной группы ребят; разделение на группы за счет вариативной части учебного плана. Трудовое обучение в 5-9 классах базируется на практической деятельности учащихся. На каждом уроке должна быть практическая работа. Ее содержание определяется учителем самостоятельно в зависимости от темы урока и вида работ, реализуемых во время урока. Усвоения теоретического материала целесообразно проводить во время практических работ, не тратя на это отдельного учебного времени. Однако, не исключается возможность проведения уроков усвоения новых знаний, при которых учитель может раскрыть учебный материал всего модуля или его отдельной части. Такие уроки в учебном процессе могут быть единичными. Вся проектная документация (изображение изделия, расчет материалов, последовательность изготовления и т.д.) учащимися 5 и 6 классах выполняется в рабочих тетрадях. Резерв времени, предусмотренный программой, учитель по своему выбору может использовать на усиление отдельных составляющих учебной программы. Результатом деятельности учащихся при изучении каждого блока обязательной для изучения составляющей программы модуля должно быть изделие, а любого вариативного модуля - проект. Для 10-11 классов требования к преподаванию предмета остаются без изменений, поэтому при подготовке к новому учебному году следует пользоваться рекомендациями отдела технологий Донецкого облИППО к 2013-2014 учебному году. При изучении предмета следует пользоваться учебниками, пособиями и учебно-наглядными материалами, имеющими соответствующий гриф МОН Украины. Во время работы в учебной мастерской особое внимание следует обращать на соблюдение учащимися правил безопасной работы, производственной санитарии и личной гигиены, обучать школьников только безопасных приемов работы, знакомить с мерами предупреждения травматизма, своевременно проводить инструктажи. Всем, кто работает в мастерских трудового обучения (технологий) - ученикам и учителям, необходимо иметь специальную одежду (фартук (халат) и головной убор). Продолжается переход старшей школы на профильное обучение. Концепцией профильного обучения предусмотрено внедрение допрофильной подготовки, которая осуществляется в 8-9 классах с целью профильной ориентации учащихся. Требования к организации профильной подготовки учащихся остаются такими же, как и в 2013-2014 учебном году. Если профильное обучение осуществляется на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов, то и допрофильной подготовки учащихся 8-9 классов желательно проводить также на базе комбината. В межшкольных учебно-производственных комбинатах могут проводиться уроки трудового обучения для учеников 5-11 классов. Ученики 10-11 классов всех учебных заведений (независимо от типа и формы собственности, профиля обучения (кроме технологического)) осваивают учебный предмет «Технологии» по учебной программе «Технологии. 10-11 классы »(авт .: А.И. Терещук и другие). Требования к изучению этого курса изложены в рекомендациях облИППО к 2013-2014 учебному году. Ученики 10-11 классов технологического профиля могут учиться по определенным специализациям (приказ Министерства образования и науки от 01.10.2008 № 893). При наличии соответствующего грифа Министерства образования и науки профильное обучение может осуществляться по авторским программам с других, не предусмотренных перечнем, специализаций. В рамках технологического профиля обучения возможна и профессиональная подготовка старшеклассников. При этом, профессиональная подготовка проводится в соответствии с лицензионными требованиями к указанному направлению учебной деятельности (Постановление Кабинета Министров Украины от 29.08.03 г.. № 1380). Сеть учебных групп определяется на основе контингента учащихся старших классов, которых направляет школа, а их наполнение регламентируется лицензионными нормами. В новом учебном году рабочие учебные планы для профессионального обучения, в том числе для прохождения лицензирования, учебные заведения системы общего среднего образования разрабатывать на основе типовых учебных планов по подготовке квалифицированных рабочих (распоряжение Министерства образования и науки от 22.07.2010 г.. № 111-р ). Уроки трудового обучения (технологий) имеют высокий воспитательный потенциал для учащихся, который может быть реализован через речь учителя, его одежда, поведение. При выполнении проектов создаются лучшие условия для осуществления национального воспитания: игрушки, одежда, традиции, культура, кухня и т.д.. Поэтому учителя должны использовать эти возможности в наиболее полном объеме. К сожалению, материальная база мастерских - в крайнем упадке: это и большое время эксплуатации оборудования, и то, что оборудование используется для учебных целей. Руководителям учебных заведений, учителям для технологической подготовки учащихся необходимо использовать все средства для поддержания оборудования в рабочем состоянии и приобретение нового для учебных мастерских трудового обучения. Оценивание учебных достижений учащихся по трудовому обучению (технологий) осуществляется комплексно - в соответствии с приказом МОН Украины от 21.08.2013 года «Об утверждении ориентировочных требований контроля знаний по базовым дисциплинам в системе общего среднего образования». На результат оценки знаний учащихся влияют соблюдения правил безопасного труда и санитарно-гигиенических требований и умение организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе работы. В новом 2014-2015 учебном году городским (районным) методическим службам, руководителям учебных заведений рекомендуем: найти пути для укомплектования мастерских трудового обучения оборудованием, инструментами, материалами для выполнения программы трудового обучения, привлекая к этому бюджетные и спонсорские средства; расширять сеть учебных заведений для организации технологического профиля обучения и профессиональной ориентации учащихся, способствовать их лицензированию; следить за переизданием специальных сборников для учащихся 11 классов, обучающихся по технологическому профилю и обязательно сдают государственную итоговую аттестацию; активизировать кружковую работу с учащимися, создавать условия для развития одаренных детей, обновлять программы подготовки учащихся к участию в олимпиадах различного уровня по трудовому обучению; организовывать в межаттестационный период разнообразные формы работы с учителями трудового обучения, технологий, используя комплекс как постоянных, так и гибких форм и мероприятий (постоянно действующие, тематические, спецсеминары, семинари- практикумы, мастер-классы на базе отдельных школ, презентации перспективного опыта работы квалифицированных учителей, обучение молодых специалистов, творческие группы, творческие отчеты учителей и т.п.). Руководителям МО, учителям трудового обучения предлагаем рассмотреть следующие вопросы: пути реализации основных положений концепции профильного образования в учебно-воспитательный процесс; информатизация учебного процесса: создание собственного программного педагогического продукта и его использования; внедрения инновационных технологий обучение как путь повышение эффективности современного урока трудового обучения, технологий; подготовка учащихся к участию в олимпиадах различного уровня; организация кружковой работы с учащимися. С материалами, которые освещают вопросы организации учебной деятельности по технологиям, учителя могут ознакомиться на страницах периодических изданий и специализированных сайтах.
Категорія: Мои статьи | Додав: lirik (27.08.2014)
Переглядів: 2394 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: